Вторник, 14.05.2024
Мой сайт
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: pupsmef  
Энгельгардт Борис Михайлович » Тестовый раздел » Энгельгардт Борис Михайлович » Все об Энгельгардтах
Все об Энгельгардтах
pupsmefДата: Воскресенье, 11.11.2007, 07:58 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Репутация: 0
Статус: Offline
ЭНГЕЛЬГАРДТ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ 1887-1942 Советский литературовед. Разрабатывал проблемы методологии литературоведения. В работах об А.С. Пушкине, Л.Н. Толстом, Ф.М. Достоевском, А.А. Блоке - исследования идейной проблематики русской литературы.
Прикрепления: 7385303.jpg (660.1 Kb)
 
pupsmefДата: Четверг, 01.01.2009, 22:55 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Репутация: 0
Статус: Offline
[c]Борис Михайлович Энгельгардт происходил из старинного дворянского рода. Детство его прошло в родовой усадьбе Батищево (Дорогобужского уезда Смоленской губернии), оставившей свой след в истории русской культуры. Дед его, Александр Николаевич Энгельгардт (1842—1893), был талантливым уче¬ным-агрохимиком и организовал в Батищеве образцовое хозяйство. История его организации, описанная в опубликованных в «Отечественных записках» письмах «Из деревни», принесла ее автору всероссийскую известность. Он принадлежал к тому поколению европейски образованных дворян-просвети¬телей, которые искали пути к практическому решению вопроса о народном благосостоянии (к тому же поколению принадлежал и толстовский Левин). Жена А.Н Энгельгардта, Анна Николаевна Энгельгардт (1838—1903), была известной деятельницей женского движения, писательницей и переводчицей.
Б.М. Энгельгардт воплощал в себе определенный тип культуры. Это была не дворянская культура вообще, а ее определенный срез, к которому если и подходит слово «аристократизм», то не в расхожем его значении. Это аристо¬кратизм внутреннего мира, органично соединяющий в себе нормы дворянского благородства и чести, высокий интеллектуализм и образованность, а главное — обусловленные всем этим и тоже органичные нормы гуманности. Такие люди были идеалистами — не по характеру своего мировоззрения только, а по суще¬ству своего отношения к жизни, и для них естественной была та честность убеждений, которая не может быть добыта опытом, а может быть усвоена толь¬ко изначально. Все эти качества личности обнаруживаются в трудах Энгельгар¬дта: их отличает не только высокий интеллектуализм, обширность знаний, но и пристрастность в поисках истины, которая меньше всего похожа на нетер¬пимость; это проявление «культурной активности» — необходимого свойства всякой личности, как полагал Энгельгардт. Стиль его полемик мягок и объек¬тивен, но при этом бескомпромиссен там, где речь идет о непреходящих цен¬ностях культуры. И пафос защиты идеи свободы творчества — тоже весьма ха¬рактерное проявление того же органического отношения к жизни. Высшие поэтические достижения Энгельгардт называет «идеал-реализмом» и отмеча¬ет, что их характеризует «идеалистическое приятие мира и жизни», которое не делает поэта «равнодушным и холодным свидетелем всего совершающегося как внутри, так и вне его». «Оно учит видеть во всем обнаружение сверхэмпири¬ческой целесообразности и потому с особым вниманием относится к каждому проявлению жизни. В мире нет ничего незначительного, ничего ничтожного, ничего такого, ради чего не стоило бы унизиться. Оно с исключительной силой утверждает достоинство человека на земле и требует любовной внимательно¬сти к нему. Прозревая имманентную данность мира явлений, оно неизбежно приводит к высокому гуманизму с вытекающей отсюда огромной культурной активностью. Этот идеализм не уводит личность от мира, но — обратно — при-вязывает ее к нему и тому, что в нем полно величайшего интереса, к человеку и его земной жизни. Он учит любви к жизни, любви к людям, кто бы и каковы бы они ни были, к их жизненному делу, к интересам, и мелким и возвышен¬ным, к их занятиям и самым незначительным поступкам. И действительно, этот гуманизм, это любовное внимание к человеку на всех ступенях его существо¬вания, это признание достоинства личности, эту любовь к жизни и миру мы чувствуем в произведениях великих писателей».
Впрочем, о жизни Энгельгардта известно очень мало. В 1906 году он закончил 7-ю петербургскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, но уже в следующем году по болезни должен был покинуть Петербург. Весной 1909 го¬да Энгельгардт уехал в Германию, где четыре семестра занимался теорией по¬знания, общей методологией наук и эстетикой у крупнейших ученых-неокан¬тианцев Виндельбанда, Тодта, Риккерта и Б.Христиансена. В 1911 году он вернулся в Россию и поступил на историко-филологический факультет Пе¬тербургского университета. Здесь он «работал по философии у профессора А.И. Введенского и академика И.И. Лаппо-Данилевского, по истории — у Н.И. Киреева», а также в известном пушкинском семинаре профессора С.А. Венгерова. Энгельгардт закончил славянорусское отделение Петербург¬ского университета в 1914 году «с оставлением при кафедре русского языка и словесности». С начала войны поступил в Павловское военное училище и за¬тем был отправлен в лейб-гвардейский Кекс гол ьмс кий полк, но вскоре по бо-лезни был эвакуирован в Петербург и затем переведен в тыл. После револю¬ции оказался в Вологде, где на протяжении двух лет читал курс истории литературы и вел семинарии по методологии в Вологодском институте народ¬ного образования. По возвращении в Петербург состоял в штате университе¬та, а осенью 1920 года, когда в Институте истории искусств (ГИИИ) был от¬крыт словесный факультет, был избран его профессором по специальности «Теория поэзии».
Институту истории искусств принадлежит в истории нашей науки особое место. Именно здесь сформировалось то методологическое направление в ли¬тературоведении, которое называется «формальной школой», и Энгельгардт принял самое непосредственное участие в обсуждении методологических прин¬ципов «школы». Но, как свидетельствует его «Формальный метод в истории литературы», Энгельгардт был оппонентом формалистов, но оппонентом осо¬бого рода. Его критика формальной школы исходила не из предпосылки об ошибочности ее методологических принципов и установок, а из анализа границ и возможностей формального метода. Энгельгардт показал, что формальная школа дала в итоге лишь морфологическую систематику или сравнительно-исторические сопоставления фактов, но ее метод не позволяет даже поставить проблему образности и он не приложим к изучению процесса создания произ¬ведения. Для формализма слово — коммуникация, но слово в то же время еще и форма объективации мысли, и если объектом изучения становится процесс эстетического оформления объективирующегося в слове внутреннего и внеш¬него опыта, то для изучения этого объекта нужно построение другой методо¬логической системы. Публикуемые в этой книге работы Энгельгардта и отра¬жают поиски такой методологической системы. Они рождались в обстановке методологических споров в стенах ГИИИ. И они остались незавершенными.
В 1930 году Энгельгардт был арестован по делу Академии наук и сослан на Север, в район строительства Беломоро-Балтийского канала. В 1932 году его из ссылки вернули, но получить работу по специальности он не мог и жил на случайные заработки, принимая участие в подготовке научных изданий, печатая историко-литературные статьи на самые разнообразные темы, делая переводы и «переложения» классической литературы для детского чтения.
Однако в его ленинградской квартире на Кирочной улице собирались в те годы его прежние друзья и знакомые, главным образом его коллеги по ГИИИ: В.М.Жирмунский, В.В. Виноградов, Ю.Н. Тынянов, Б.В. Тома-шевский, Б.Я. Бухштаб, М.Л. Лозинский, Л.Я. Гинзбург и др., из поэтов — А.А. Ахматова и Ю.Н. Верховский. Впрочем, из истории этих отношений, ка¬жется, почти ничего не сохранилось. Разве дневники Л.М. Андриевской (второй жены Б.М.), чудом сохранившиеся у их дочери Татьяны Борисовны Фабрициевой. В 2006 году «Странички из дневника» были изданы - Спб: Нива, тираж 500 экз.
Умер Энгельгардт 25 января 1942 года в блокадном Ленинграде. Лидия Михайловна умерла 06.02.1942 года. Дочь Татьяна жива и занимается литературной деятельностью.

"Академическое дело" и Библиотека Академии наук. 1929-1931 гг.

Репрессированные сотрудники БАН,
проходившие по «академическому делу»

***

Энгельгардт Борис Михайлович (р. 1887). Теоретик и историк литературы. Работал в Институте истории искусств. В БАН с 1924 г. Научный сотрудник IV (Рукописного) отделения.

Арестован в ноябре 1930 года.
Трудился на строительстве Беломоро-Балтийского канала
Был и второй арест менее продолжительный.
Освободился без права проживания в Ленинграде и работать на прежнем месте. Перебивался переводами и переработкой книг для детей и подростков: Гуливер, Дон Кихот, Айвенго, Крошка Доррит и др.

Умер 25 января 1942 в блокадном Ленинграде
Был женат (вторым браком) на Андриевской Лидии Михайловне (24.02.1900 06.02.42)


ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ИСТОРИИ ИСКУССТВ [сокращенно — ГИИИ] — научно-исследовательское учреждение, находящееся в Ленинграде, ставящее целью: «а) научное исследование в области истории, социологии и теории всех видов искусств; б) изучение с научной стороны всех вызываемых государственными потребностями вопросов искусствоведения; в) подготовку научных работников по всем дисциплинам, изучаемым И.; г) популяризацию этих знаний в области научных дисциплин» (§ 1 Устава). И. перестроен из частного высшего учебного заведения (по изо-искусству), основанного в 1912 В. Зубовым. В 1920 И. превращается в высшее учебное заведение по истории искусств с четырьмя факультетами — изобразительного, музыкального, театрального и словесного искусств; в 1921 — в научно-исследовательский И. с соответствующими разрядами, а затем отделами, взамен факультетов. При каждом из отделов имеются комитеты по современному искусству и сеть научно-вспомогательных учреждений:

по ЛИТО — Кабинет изучения звучащей художественной речи, Литературный архив, Фольклорный архив.
В деятельности И. необходимо отметить три комплексные искусствоведческие экспедиции для изучения крестьянского искусства Севера, где было собрано множество весьма ценного материала по крестьянскому искусству и быту: былин, причитаний, обрядов, сказок, песен, материалов по суевериям, заговорам, играм, танцам, самодеятельному театру и проч. В трудах И., как и во всей его работе, до сих пор почти не нашел своего применения марксистский метод. Особенно это относится к ЛИТО, в к-ром сосредоточились виднейшие представители формальной школы (см. «Методы литературоведения»): Жирмунский, Тынянов, Эйхенбаум, Виноградов, Шкловский, Бернштейн, Энгельгардт и др. Из 26 тт., выпущенных лит-ым отделом И., имеется только один сборник марксистского направления. Объектом изучения служило гл. обр. творчество футуристов, конструктивистов, попутчиков, пролетарские же писатели внимания исследователей до сих пор почти не привлекали.
Обследование правительственной комиссии, произведенное в конце 1929, констатировало, что институт представляет «гнездо враждебной пролетариату идеологии». Это вынудило Главнауку к изменению характера работы И. В последнее время в И. влиты кадры марксистов и ведется подготовка к решительной реорганизации Института.
Библиография: Государственный институт истории искусств, 1912—1927, изд. «Academia», Л., 1927 (Отчет о деятельности отделов, комитетов, научно-вспомогательных учреждений, библиотеки и курсов Института за время с 1 окт. 1923 по 1 янв. 1927; отчет о работе Института до 1 окт. 1923 опубликован в приложении к сб. «Задачи и методы изучения искусств», изд. «Academia», Л., 1923; сб. «Поэтика», IV, Л., 1928, со списком изданий Отдела словесных искусств и научных работ с 1/I 1926 по 1/I 1928).
Т. Ухмылова
фото Б.М.Энгельгардт - осень 1938 год (ссылка ниже)

Прикрепления: 1806272.jpg (75.8 Kb)
 
pupsmefДата: Четверг, 01.01.2009, 23:54 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Репутация: 0
Статус: Offline
фрагмент родословной: в правом верхнем углу Татьяна Борисовна Фабрициева дочь Б.М.Энгелгардта и Л.М.Андриевской
Прикрепления: 6158794.jpg (152.5 Kb)
 
Энгельгардт Борис Михайлович » Тестовый раздел » Энгельгардт Борис Михайлович » Все об Энгельгардтах
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz